УК Clever Estate: рынок управления недвижимостью в России будет развиваться за счет создания консорциумов
В ближайшие несколько лет рынок управления недвижимостью в России будет развиваться за счет создания консорциумов. Об этом рассказал генеральный директор УК Clever Estate Сегрей Креков, выступая на 11-м ежегодном Саммите Института Адама Смита «Недвижимость и градостроительство в России» 4 июня 2013 г.
По данным УК Clever Estate, на сегодняшний день более 80% управления объектами недвижимости в Москве сосредоточено в руках компаний-владельцев зданий, которые сами осуществляют управление и комплексное обслуживание своей недвижимости. 18% рынка принадлежат управляющим компаниям-«ветеранам», давно зарекомендовавшим себя на рынке. 2% составляют новые высокотехнологичные компании, возникшие в кризис и активно развивающиеся сейчас. По словам Сергея Крекова, именно эта доля имеет самый ощутимый потенциал для развития и бурного роста. Прогнозируется, что к 2015 году объем рынка коммерческой недвижимости в Москве увеличится на 15-20%, что повлечет за собой увеличение количества Property Management компаний.
Одним из трендов рынка управления недвижимостью-2013 является довольно активный интерес к нему крупных иностранных управляющих компаний. В то же время владельцы объектов недвижимости в настоящее время стараются минимизировать свои риски и затраты, связанные с управлением объектами. «Иностранные компании, пытающиеся сейчас зайти на российский рынок, разумеется, прежде всего нацелены на коммерческую недвижимость класса А: офисы, где расположены крупные банки, инвестиционные фонды, иностранные представительства, - говорит Сергей Креков. - С другой стороны, российские компании тоже активно нацелены на этот сегмент. И хотя прямой конкуренции нет, у обеих сторон есть моменты, препятствующие выходу на него».
Иностранные компании приносят на российский рынок управления недвижимостью пакет единых международных стандартов менеджмента и технического обслуживания, значительный опыт и четкое видение процесса, что соответствует ожиданиям владельцев премиального сегмента коммерческой недвижимости, и чего часто нет у российских управляющих компаний. «С другой стороны, - говорит Сергей Креков, - несмотря на большой международный опыт, у них нет знания специфики российского рынка, нет российского клиентского портфеля, что немаловажно. И, как у любой компании, входящей на новый для нее рынок, у них присутствует множество издержек, которые они должны как-то учитывать. Как следствие, их прайс за услуги абсолютно неприемлем для России и даже для Москвы, так как находится выше рынка. Опустить же цены до уровня среднерыночных российских западные компании не могут в силу своей единой ценовой политики».
Действенным инструментом для выхода на А-сегмент российской недвижимости и дальнейшего управления им является создание консорциумов российских и западных компаний. В рамках консорциума возможен эффективный баланс интересов всех его участников. Так, западные компании имеют возможность через консорциум внедрять свои стандарты управления недвижимостью. Также, на них ложится контролирующая функция, клиентский сервис. Кроме того, иностранные компании приносят в консорциум свой бренд и его репутацию. Российские же управляющие компании несут на себе финансовые обязательства по договору и адаптируют стандарты под российскую специфику рынка. Кроме того, такой альянс подразумевает гибкую ценовую политику для клиентов, потому что все возможные издержки берут на себя российские участники консорциума.
«Создание консорциумов на рынке Property Management, - говорит Сергей Креков, - это совсем новый тренд. Но у него огромный потенциал. В ближайшие два-три года рынок коммерческой недвижимости, по крайней мере, в Москве, будет увеличиваться, соответственно, будет увеличиваться и потребность в качественном управлении и обслуживании. Думаю, доля компаний, пришедших на рынок в момент кризиса, как раз и будет развиваться за счет создания консорциумов и альянсов с западными компаниями. Во всяком случае, потенциал такой есть. И удачные примеры – тоже».